Эффективная коррекционная работа не может быть построена без предварительного логопедического обследования. В процессе диагностики логопед определяет, какое речевое нарушение имеется у ребёнка, уровень речевого развития. С этой целью предлагаются серии заданий, например, на повторение слов и предложений, наполненных определенными звуками, задания на определение сформированности навыков словообразования и словоизменения, на установление в речи причинно-следственных связей.
Также параллельно рассматриваются неречевые процессы, такие как внимание, мышление, память, т.к. их особенности могут в значительной степени влиять на дальнейший план работы (к примеру, как долго ребёнок может быть сосредоточен на определённой деятельности, понимает ли он инструкции, переносит ли он опыт выполнения заданий на аналогичный материал.) Оценивается общая и мелкая моторика, артикуляционная моторика, строение органов артикуляционного аппарата. Весь предлагаемый диагностический материал отбирается в соответствии с возрастом вашего ребенка.
Иногда считают, что логопед работает только над постановкой звуков. Но это в корне неверно! В этот большой блок входит работа над звукопроизношением, фонематическим слухом (способностью слышать звуки речи), просодикой (интонация, сила голоса), слоговой структурой слов. Запрос на исправление нарушенного звукопроизношения является самым распространённым.
В первую очередь необходимо выяснить причины, по которым тот или иной звук, или группа звуков произносятся неправильно или отсутствуют. Это будет известно по результатам логопедического обследования. Потому важным моментом является тренировка органов артикуляционного аппарата! Это выполнение различных артикуляционных упражнений (так называемой артикуляционной гимнастики), которые позволят развить подвижность, переключение, объём движений губ и языка. Иногда логопеду достаточно несколько раз продемонстрировать ребёнку произнесение «проблемного» звука, обратить внимание на расположение органов артикуляции при этом, и результат будет получен. В других случаях необходима длительная и кропотливая работа по постановке и автоматизации нарушенных звуков (как, например, при таком речевом нарушении как дизартрия).
Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышц языка, губ, щёк, мягкого нёба.
Кому нужен Логопедический массаж?
В первую очередь Логопедический массаж необходим, когда имеются нарушения тонуса мышц речевого аппарата.
Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства:
Логопедический массаж может производиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.
Основными целями Логопедического массажа являются:
1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и речевой мускулатуры;
2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц речевого аппарата;
3) снижение патологических проявлений, сопутствующих нарушениям двигательной функции мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация, речевые судороги, тики и др.)
4) стимуляция кинестетических и проприоцептивных ощущений;
5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.
6) формирование произвольных, координированных движений мышц периферического речевого аппарата;
7) нормализация эмоционального состояния.
Проблема задержки речевого развития у детей в последние годы становится всё более актуальной. Задержка речевого развития может быть обусловлена различными причинами.
Речь — это высшая психическая функция и ее развитие невозможно без ваких фундаментальных основ, как способность к подражанию и совершению произвольных действий.
Для решения проблем с речью у неговорящего ребенка очень важно для начала обратиться к специалисту за диагностикой. Почему важна диагностика неговорящего ребенка:
После диагностики, в зависимости от возраста и типа речевых трудностей, разрабатывается индивидуальная программа, учитывающая потребности именно Вашего ребенка. Занятия по активации речи у неговорящих детей проводятся в игровой форме.